Глава ФБР напомнил производителям, что многие преступления в США за последнее время были раскрыты и доказаны, благодаря тому, что преступники обожают делать селфи на месте преступления и с награбленным, и предположил, что iPhone станет идеальным телефоном для педофила. Теперь следователям потребуется гораздо больше времени для получения доступа к информации, и преступления будут оставаться нераскрытыми годами. По его мнению, откровения Сноудена о глобальной слежке, заставляющие пользователей тщательнее скрывать свою переписку, также дали свободу террористам и глобальной преступности.
Затем, иностранные интернет-СМИ перепостили публикацию «Известий» о том, что «Роскомнадзор» направил в Google, Facebook и Twitter уведомления с предписанием зарегистрироваться в реестре организаторов распространения информации согласно «Закону о блоггерах». Западные журналисты автоматически сделали вывод, что регулятор принуждает социальные сети применять правила ограничения свободы слова, которые соблюдают российские сети, а также хранить персональные данные российских пользователей на территории РФ, что выглядит как подготовка к отделению российской части Интернета.
Это не совсем так. Российский регулятор требует выполнить только одно требование закона – зарегистрироваться. В случае игнорирования этого требования могут быть применены административные меры: от штрафов до внесения ресурсов в чёрный список. Что касается блокировки и удаления аккаунтов отдельных пользователей, то всё не так просто. Есть как чисто технологические сложности, например, с признанием пользователя блоггером и определением его юрисдикции, так и юридические, связанные с отстаиванием прав пользователей в суде. То же касается и хранения данных.
Ситуация – обоюдоострая. С одной стороны, отсутствие более-менее прозрачной процедуры принятия решений о блокировке пользователей и воздействие на сети методом рубильника негативно скажется на и без того подорванном имидже России. С другой – американские компании хотят работать на нашем рынке, при этом иметь возможность обосновать блокировки перед правительством и общественностью своей страны. Таким образом, российскому регулятору важно, чтобы крупнейшие площадки готовы были идти на контакт и компромисс, а каждый конкретный случай будет решаться путём переговоров, в результате которых и будут выработаны более цивилизованные «правила игры».
Наконец, европейские регуляторы направили гендиру Google, Лари Пейджу, письмо, в котором напомнили ему, что закон надо соблюдать. Компания уже была оштрафована за нарушения европейских норм, касающихся персональных данных пользователей, и ей были направлены рекомендации, по которым в пользовательских соглашениях должно быть простым, понятным языком описано, какие данные пользователей, как и зачем использует Google. Прошло два месяца, и… ничего не изменилось.
Можно констатировать, что атмосфера вокруг глобального ИТ-бизнеса изменилась. Как правительства государств, так и сами пользователи осознали, какой потенциальной властью сейчас обладают американские корпорации из Кремниевой долины, и пытаются справиться с этим, так или иначе.